Истории о массовке

06.11.2010

Советы парня про поступление на режиссерский факультет ВГИКа

Filed under: истории,на главную — admin @ 20:57

Вступление

Многие вузы сумасшедшие деньги тратят на рекламу, ВГИК же (Всероссийский Государственный Институт Кинематографии имени никому сейчас, к сожалению, неизвестного Сергея Герасимова — (вот, что выдаёт Яндекс на запрос «Сергей Герасимов»), так вот… этот самый ВГИК вполне мог бы заняться собственной антирекламой, чтобы хоть как-то снизить ежегодное количество абитуриентов.

Из года в год в него приходят желающие тем или иным образом связать свою жизнь с кино.

Я сам в данный момент студент режиссерского ф-та, II курса, мастерской художественного фильма под руководством М. М. Хуциева. Так что рассказать вам смогу только об этой кафедре, а об остальных надеюсь уговорить своих друзей. А пока, если вас интересует что-либо об операторском, актерском, сценарно-киноведческом, художественном или экономическом факультетах, и вы не нашли ответа на свой вопрос на страницах вгиковского сайта, вы можете задать свой вопрос на соответствующем вгиковском форуме: там есть разделы по факультетам (но народу там мало, так что ответа придется ждать некоторое время, поэтому самое лучшее — это перебороть в себе трепет и стеснение и позвонить на нужную вам кафедру, все телефоны указаны на сайте ВГИКа, там везде сидят очень милые девушки, которые знают ответы на все вопросы).

Теоретически возможен вариант, что в данном году (не в смысле в этом году, а в смысле вообще в каком-то неопределенном году) вообще не будет набора в мастерскую режиссуры художественного фильма или в какую-либо другую. Это и многое другое выясняется на заседании, которое бывает в марте (но иногда — позже), тогда на этот вопрос вам ответят на кафедре режиссуры. Вот телефон: (095) 181-02-49.

И последнее: многое из того, что я напишу ниже, это не мною придуманные вещи: это слова преподавателей режиссерского ф-та в моём изложении.

Правила приёма. Второе высшее. Курсы.

Вот памятка для поступающих на режиссерский факультет (эта ссылка ведёт на страничку режиссерского ф-та, спуститесь немного вниз — и увидите памятку для поступающих).

Но учтите, что правила приёма могут меняться каждый год, поэтому где-то в марте-апреле обязательно звоните на кафедру и узнавайте, не изменились ли они. А если вы живёте в Москве, то смело приезжайте во вгик (м. Ботанический сад, 15 минут ходьбы, или 1 остановка на авт. №154; ул. Вильгельма Пика, д.3 — длинное желтое четырёхэтажное здание) — говорите при входе, что вы — абитуриент и пришли за информацией о поступлении, поднимаетесь на второй этаж, идёте в конец левого крыла до ауд. 226 — это кафедра режиссуры, там вам дадут памятку для поступающих.

Пара слов о том, если у вас уже есть высшее образование.

Второе высшее у нас в стране пока платное. I курс на режиссерском ф-те ВГИКа (маст. худож. ф-ма) стоит 3600$; последующие — всё меньше и меньше. III курс, например, стоит 2800$ (но это если платить за все предметы, но возможно, что какие-то предметы вам можно будет перезачесть и не платить за них, это всё решается в деканате).

Если у вас нет высшего образования, то вам также могут предложить обучаться за деньги, если вы не набрали нужное количество баллов на вступительных экзаменах.

Никакой разницы в отношении преподавателей к коммерческим и бюджетным студентам во ВГИКе нет. Никого там это не волнует.

Бюджетники режиссерского ф-та могут бесплатно снимать учебную, курсовую и дипломные работы на учебной киностудии ВГИКа, коммерческие вынуждены делать всё за свои деньги (существует, правда, масса компромиссных вариантов, связанных с тем, что, допустим, режиссер — коммерческий, а оператор — бюджетный студенты, но это всё — тема для отдельной диссертации, мы же тут пока о другом говорим, типа :).

Если у вас уже есть высшее образование, и вы хотите стать режиссером кино, то кроме режиссерского факультета, во вгике есть ещё ФДПО (факультет дополнительного профессионального образования). Обучение идет 2 года, по вечерам и выходным. Стоимость порядка 7000$ за все обучение. Загляните на сайт фдпо — там все можно узнать подробнее.

Кроме того вы можете пойти на Высшие Курсы Сценаристов и Режиссеров. Одни говорят, что это лучше, чем ВГИК, другие говорят обратное. Однозначного ответа тут нет, и там и там есть свои преимущества. Но я на высших курсах не обучался, а понаслышке рассуждать об этом не берусь.

Перед тем, как более конкретно начать говорить о вступительных экзаменах, хочу вот еще что важное сказать. Во ВГИКе есть так называемые «курсы профориентации» — есть такой и на режиссерском факультете. Я очень рекомендую вам на них походить, это окажет просто неоценимую помощь.

На них будут говорить о вступительных экзаменах, о том, что такое режиссура вообще, об истории кино, продюсерстве, операторском мастерстве и звукорежиссуре — фактически обо всем том, что изучают студенты, только более обобщенно. И преподают всё, естественно, те же вгиковские преподаватели.

Курсы эти идут три месяца, по три раза в неделю (среда, четверг (нач. в 16-45), и суббота (нач. в 18-00)). В год они проходят два раза: с сентября и до конца года; и с января по май месяцы. Стоят эти курсы 300$.

Более подробно обо всем этом вы можете узнать на кафедре режиссуры, вот еще раз тел.: (095) 181-02-49. 

Еще раз настоятельно рекомендую вам походить на эти курсы. Если вы живете не в Москве, то вам вроде как должны предоставить общежитие, но это надо уточнять телефонным звонком.

Никаких льгот и никакого более добродушного к вам отношения на вступительных экзаменах эти курсы не дают (в отличие от многих других вузов). Но в курс дела эти курсы вводят (извините за невольный каламбурчик :) ).

И ёще один момент необходимо отметить. Говорят, что поступить на режиссуру документального фильма и научно — популярного проще, чем на игровое. И говорят, что потом можно после первого курса перейти на игровое. Так ли это всё на самом деле — я не знаю. Но то, что количество человек на место там меньше, это правда. Но вряд ли, поступив туда, вы захотите в дальнейшем переходить на игровое. По двум причинам: во-первых, друзья-сокурсники (великое дело, между прочим); а во-вторых, пообщавшись с игровиками, вы поймете, насколько призрачна эта грань между документальным и игровым кино и что изучают в принципе одно и то же.

Но фишка в том, что шансов при поступлении на документальное или научно-популярное, безусловно, больше.

Экзамены. Предварительный творческий конкурс.

Работы на предварительный творческий конкурс можете присылать начиная с марта и вплоть до 15 июня по адресу: 19226, Москва, ул. В. Пика, д. 3 (ВГИК), ком. 226 (кафедра режиссуры). На конверте укажите: «На творческий конкурс в мастерскую режиссуры художественного фильма».

Итак — что это за зверь такой — предварительный творческий конкурс? Читаем памятку: Краткая биографическая справка; Автохарактеристика в свободной литературной форме; Случай из жизни; Ваш первый короткометражный фильм; Экранизацию какого литературного произведения вы бы выбрали?

Для чего вообще нужен этот конкурс? Вы должны на нём представить себя, вы должны сделать так, чтобы экзаменаторам было интересно с вами встретиться на июльских экзаменах.

Вот какие советы дают преподаватели по поводу работ на творческий конкурс:

1) Не пишите очень много по объему. Каждый год на творческий конкурс приходит порядка 300 работ, и, если они будут по 50-60 страниц, прочитать их все целиком будет совершенно невозможно. (В той самой пресловутой памятке даже указана точная цифра: «Общий объем представленных письменных работ не должен превышать 25-ти стр.» Так что пишите меньше, ну и, по возможности, лучше :)

А один абитуриент прислал на предварительный творческий конкурс просто белые листы бумаги. Приемная комиссия оценила философский юмор (ну, мол, всё уже сказано, о чём можно ещё говорить, видимо, имел ввиду абитуриент), и в ответ отправила ему письмо следующего содержания: «приемная комиссия ознакомилась с вашими работами и сообщает вам, что…». И всё. Ни о чём не сообщает :)

2) Пишите только правду, и пишите её так, чтобы ее было интересно читать. Пишите только о том, что знаете лично вы. Ничего не придумывайте. Главное — это точность. А точность может возникнуть лишь из жизненного наблюдения, придумать умом ее невозможно — это будет ложно и неинтересно. Обратитесь к своей жизни, вспомните, что вы видели, что вас потрясло, заставило задуматься — и напишите об этом. Будьте искренними перед самим собой. Если вам самим тема будет не очень интересна, то она будет неинтересна и другим, если же тема вам близка, если она вас греет, волнует, и руки ваши начинают дрожать при одном воспоминании о ней, то написанное вами будет интересно всем. Старайтесь, чтобы ваши работы были основаны на реальных событиях. Это отнюдь не запрещает присутствия в ваших работах фантазии, эксцентрики, буффонады и любой самой невообразимой шизы — наоборот это только приветствуется, но не забывайте всё же, что природа языка, который вы намерены постигать, — она дышит реальностью — ничто так не потрясает в кино, как образ (пусть даже сколь угодно фантасмагоричный), но всё же основанный на реальном восприятии. Впрочем чёткого определения, что такое реальность, — нет. Их, реальностей, много. И много взглядов, и много разных поэтому существует фильмов. Но складывание взгляда на реальность — процесс всей жизни, и не всё в этом процессе зависит от нас. Поэтому единственное, что можно посоветовать — это быть искренними перед собой, перед листком бумаги. Ну к этому я ещё вернусь в конце.

3) Помните, что вы поступаете не в литературный, а в кинематографический вуз. Соответственно, чем меньше в ваших работах будет литературных изысков, тем лучше. Пишите простым языком.

4) В «Случае из жизни» вы должны показать умение мыслить кинематографически, а не литературно. Cтарайтесь писать зримо, действенно. То есть не пишите «он подумал», «она решила», и не «они мечтали о светлом будущем», потому что это невозможно увидеть. Пишите: «он сжал голову в ладонях», «она решительно встала со стула», «они курили, глядя на облака».

Старайтесь писать образно, чтобы от ваших точных словесных формулировок в голове читающего возникал зрительный образ. Например, одну девочку приняли во вгик только за то, что она написала: «В подъезде устало щурилась лампочка». Стремитесь к правдивой образности.

5) Если у вас есть какие-то рассказики, интересные фотографии, рисунки, коллажи, вы также можете их присылать, но делайте это только в том случае, если это действительно интересно. Не перегружайте свою посылку: большое количество присланных материалов, если они будут скучными, вовсе не поднимет вам цену, а скорее даже наоборот.

Если вы пишите стихи, и хотите их послать, то выберете лишь самые, по вашему мнению, лучшие из них. Учитывайте то, что работы ваши будут читать не романтично настроенные школьницы. Шлите стихи только в том случае, если они талантливы. Определить это очень просто: открываете на любой странице Лермонтова и читаете стихотворение, затем сразу же читаете свое. Если вы не испытываете легкого ступора, то шлите стихи во вгик.

6) Об этом уже написано в памятке, но я повторюсь ещё раз: видео и киноработы присылать не надо: если они будут плохими — то тут и говорить нечего, а если хорошими, то зачем вас брать учиться, если вы и так все умеете?

7) Сценарий короткометражного фильма и экранизация — это то, что у большинства вызывает ступор.

Не стремитесь написать гениальный сценарий. Наверное, за всю историю вгика ни один сценарий, посланный на предварительный творческий конкурс, снят не был. Самое лучшее, если вы напишете сценарий, основанный на вашем личном опыте, просто запишите какой-то случай, произошедший с вами, — и вы увидите, насколько это непросто: просто записать то, что было. Но если вы пришлёте сценарий про марсиан, инопланетян и про оранжевое нечто — то во вгик вас учиться не возьмут.

Некоторые хорошие короткие сценарии:

Есть один парень из какой-то всеми забытой деревни, который присылает на творческий конкурс очень классные вещи, его зовут, звонят ему, чтобы приезжал, а он всё никак не приезжает. И так уже много лет. Жизнь его там своя, наверное, держит. Вот парочка его историй (рассказываю по памяти):

История №1.
Деревня. Девушка влюблена в парня-комбайнера. А парень на неё не обращает внимания. Парень обожает свой комбайн и занят выполнением-перевыполнением планов сельхозработ. В результате он устанавливает рекорд по сбору пшеницы, и его фотографию печатают в местной газете. Широко улыбается, с задёрнутой шапкой, лихой такой. А девушка плачет, держа в руках вырезанную фотку из газеты… Ну не интересует она его и всё тут. Тогда она начинает рвать фотографию, и мы видим этого парня на комбайне — и с ним вдруг начинает происходить тоже самое, его начинает кидать из стороны в сторону, он весь изгибается и рвётся на части.

История №2.

Жена весь день возится по дому. Всё убрала, подмела, печь растопила, за водой сходила, еду приготовила. Сидит-сидит, ждёт мужа. Его всё нет. Прилегла отдохнуть — и заснула. Возвращается муж, пьяный вдрызг, небритый, в шапке-ушанке с одним ухом — медведь такой. Задел там какие-то горшки — всё полетело, разбилось. Жена просыпается, смотрит на него. «А ты мне снился», — говорит.

Студент Александр Горновский снял неплохой фильм «За хлебом», вот, что там происходит:

История №3.
Дедушка и бабушка пришли за хлебом и обнаружили, что вывеску «Булочная» на их любимом магазине снимают. Там теперь будет ремонт, и какой-то новый русский будет чего-то своё строить. Нужно искать новое место, где купить хлеб. Идут. Нужно обойти громадную лужу. У машины сигнализация сработала. Поливалка едет — нужно вовремя укрыться где-нибудь, чтоб водой не окатило. Но это ещё ерунда. Главная трудность впереди — чтобы попасть в магазин, нужно перейти дорогу. Светофор долго гореть не будет — надо спешить. Вот в машине женщина красит губы, а вот кто-то разговаривает по мобильному. Стоящие на светофоре машины медленно трогаются, но они видят и пропускают дедушку с бабушкой, а вот машины вдалеке их не видят, они набирают скорость, приближаются, надо спешить. Быстрее переходим, бабка, быстрее. Как-то они успевают добежать до другого конца дороги, очки упали у бабушки… Старик поднял их, очистил, отдал бабушке. Они зашли в магазин — купили хлеба. Выходят из магазина. Теперь им предстоит снова переходить эту дорогу.

История №4.
Вспомните коротенькую, но очень классную историю с мальчиком и девушкой, дающей себя немного потрогать, если ей принесут пироженое, из «Однажды в Америке».

(буду иногда сюда добавлять какие-нибудь истории)

Смысл задания «Экранизация» в том, чтобы вы увидели в известном, зачитанном до дыр в школе, и давно уже потерявшем свою непосредственною красоту произведении, чтобы вы увидели в нём что-то новое, что греет лично вас, что-то современное, живое и непосредственное. Это невыносимо трудно, — избавиться от четырех миллионов школьных штампов, связанных с образом Раскольникова, — и взглянуть не бедного юношу своими глазами. Ну а кто говорил, что будет легко.

Писать экранизации рассказов, которые вряд ли, кроме вас, кто-то читал, смысла нет, читать их скорее всего просто не будут.

8) И теперь о главном. Помните о том, что никаких правил и законов в искусстве нет. Делайте, что хотите, пишите, что хотите, фотографируйте и рисуйте. Возможности человека безграничны, им нет никаких пределов. Только пренебрегая законами можно двигаться вперед. Так что держите всё вышенаписанное в голове, но не обращайтесь к этим пунктам для проверки после каждого написанного предложения.

Экзамены по специальности.

I тур.

Важно сразу уяснить, что критерии принятия или непринятия абитуриента на режиссерский факультет весьма призрачны (или прозрачны — как правильно сказать?). Из 100 человек каждый мастер выберет 14 разных. Так что единственное, что вы должны — это быть собой. Правда, это очень трудно. Но если вы будете во что бы то ни стало стараться нравиться — то мастер любую фальшь сразу заметит, ну профессия у него такая…

Спросить могут всё, что угодно. В первую очередь это зависит от того, кто набирает мастерскую.

Могут спросить о войне в Чечне, об Абрамовиче, о том, какая музыка вам нравится, могут спросить, кто написал «Утро стрелецкой казни». Могут поставить вопрос так: «Если бы сожгли все книги мира, и у вас была бы возможность оставить только одну из них, какую бы вы выбрали?». Этот вопрос, кстати, не идентичен вопросу о любимой книге.

Вообще о литературе говорят много. Важно высказывать именно своё впечатление от прочитанного. Желательно, чтобы оно было чуть более развернуто, чем: «Мне понравилось… Ничё он так пишет…».

Ни в коем случае не нужно высказывать мысли из книжек типа «450 Золотых сочинений лучших медалистов московских школ», обычно начинающихся со слов: «Влияние Пушкина на русскую поэзию трудно переоценить». Фраза, подобная этой, может стать вашей последней фразой на экзамене.

Часто показывают репродукции картин (и спрашивают были ли вы в Третьяковке? Главное — отвечать на такие вопросы честно, потому что потом всё равно раскусят. А тем, что вы не были в Третьяковке, никого не удивишь — уж поверьте — многие студенты даже не знают о её существовании); просят назвать автора какой-нибудь картины. Могут попросить представить, что происходило до того момента, который запечатлён на картине, или что будет происходить после. Могут попросить рассказать что-нибудь о людях, изображенных на картине (не в смысле их исторического прошлого, это же не истфак, а в смысле природы этих людей, которую заложил в полотно художник).

Спрашивают только о самых известных художниках — и никогда не будут спрашивать дату их рождения, сколько детей у них было в семье и в каком году они перебрались из Киева в Москву, — важны лишь самые значительные произведения и ваше к ним отношение.

Особое внимание при подготовке обратите на творчество «Передвижников». Их картины показывают всегда.

Иногда показывают отрывки из известных фильмов и выясняется, что они далеко не так известны, как казалось экзаменаторам.

Часто спрашивают, зачем ты вообще хочешь заниматься этим никому не нужным, бесперспективным и не окупаемым у нас в стране делом — кино?

Могут поставить музыку и предложить всем потанцевать под неё. Предлагают также представить себя сумасшедшим, который думает, что он — хрустальная ваза, и нужно показать сумасшедшего, который думает, что он — хрустальная ваза.

Могут попросить рассказать о городе, где ты живёшь (например тремя картинками описать его — тут важно уйти от банальностей, что, скажем, Москва — это Красная площадь, белые церкви и Большой театр).

Могут попросить назвать десять художников XIX века и столько же — XX-го. Назовите трех-четырех, и вас почти наверняка примут :)

Спросят, кто автор монумента «Рабочему и колхознице» (оказывается, кстати, что Вера Мухина, помимо всего прочего, является также изобретателем граненого стакана). («И кто эти люди, которые его разобрали и сняли, и зачем они это сделали»,  — добавил я 15.11.03)

Часто предлагают сочинить коротенькую историю на предложенную тему. Например: «Час пик», «Злая шутка», «Жаркое лето». Тут опять же важно не уходить в литературу, стараться рассказывать зримо, видимо, образно (только не надо при этом говорить слова: общий план, средний план, камера, панорама и т.д. — это никак не приветствуется).

Могут и просто попросить рассказать анекдот.

Если вы поете или сочиняете стихи, могут захотеть послушать.

Постарайтесь не волноваться, хотя это, наверное, невозможно. Человек со спокойным видом как-то сразу приковывает к себе внимание на фоне худой и еле живой от нервных переживаний абитуры.

Делайте то, что в голову взбредёт, не надо ставить себе ограничительные рамки и думать, что это им не понравится. Самое глупое, самое простое — что получится — то и делать, c лёгкостью и радостью творчества. Это же всё — детство, сказка, волшебство, полёт. Это, безусловно, очень сложно, приходится себя ломать, отпускать от зажимов, избавляться от волнующих тебя мыслей, не связанных с творчеством. Ну а кто говорил, что будет легко? :)

II тур

Второй тур — это письменная работа на предложенную тему. Работы эти подписываются не вашей фамилией, а номером, так что когда экзаменаторы будут их читать и оценивать, они не будут знать, чью работу они проверяют. Это выяснится только после того, когда оценки будут поставлены. Это сделано для объективности, потому что после первого тура у мастера, естественно, уже есть какие-то симпатии в отношении абитуриентов.

Время на написание работы — 6 часов. Писать по объему много не нужно, обычно просят не более 3-х листов А4. Но чем меньше, тем лучше, поверьте.

Какие темы дают? Самые разнообразные.

Когда я сдавал, была цитата из какого-то рассказа Воробьева про женщину, которая с кем-то созвонилась, чтобы договориться о свидании; вторая тема: «Никогда не разговаривайте с незнакомцами» (сами знаете откуда); третья тема: четверостишие Хармса: «По вторникам над мостовой воздушный шар летел земной, Он тихо в воздухе парил, В нем кто-то трубочку курил»; и еще были стихи, по-моему, Блока: «В окнах, занавешенных сетью мокрой пыли, Темный силуэт склонился вниз» — наверняка неправильно цитирую, забыл как это точно звучит, а десять секунд на поиск в Интернете лень тратить. :)

Но могут дать тему и не из литературного источника, а просто от балды. Всё, что угодно может быть!

Теперь второй момент. Что, собственно, на эти темы писать? Все, что душе угодно, лишь бы интересно читать было. Но это, разумеется, должна быть не публицистика, а какая-то история. Тема — это лишь отправная точка. Ни в коем случае не надо, если вы выбрали цитату из Хармса, писать свою работу в духе Хармса.

Старайтесь, чтобы было поменьше диалогов, в идеале — чтобы их не было вообще. Помните, что тут надо сделать миниатюру, не замышляйте чего-то глобального. Пусть это будет совсем чуть-чуть, но чуть-чуть с переживаниями, с психологией, с вашим внутренним миром, с характерами, с какими-то вашими личными черточками, чтобы не мертво все это было, чтобы дышало :)

И никаких литературных изысков! Если можно избежать красивого словесного оборота, — то избегайте. Ни в коем случае не выпендривайтесь красивым слогом, это только раздражение вызывает. Всё — только по делу.

Старайтесь писать так, будто вы все это видите на экране (вернее даже сказать не «писать», а «записывать») — только, опять же повторюсь, — без слов: рапид, камера слежения и трансфокатор).

Что от вас требуется? Показать, что вы умеете мыслить зрительно, а не словесно.

Ни в коем случае не пишите стихами, это даже читать не будут. Совершенно точно.

И ещё. Понятно, что талантливых людей с каллиграфическим почерком не бывает, но тем не менее, — уж постарайтесь как-нибудь… Это ведь в ваших интересах :)

III тур

По своей непредсказуемости он такой же, как и первый. С вами просто будут общаться, о чем-то говорить.

Кстати, во вгике, видимо, от безысходности давно хотят ввести что-то типа риторики, поэтому если вы умеете говорить без эканья, мыканья и аканья, — это сразу обратит на вас внимание.

Могут попросить сыграть вместе с другим человеком какую-нибудь сценку. Тут строго оценивать не будут — изобразите как-нибудь чего-нибудь, помня, что поступаете не в театральный, а в кинематографический вуз. Поэтому если вы будете кричать, размахивать руками, биться лбом о батарею, падать в обморок и делать большие глаза без повода — то этим никого не удивите. Шукшин вот, например, сел на табуретку, скрутил папироску и закурил, глядя в окно. Но от этого было невозможно оторваться…

В той самой памятке написано, что нужно читать басню, стихотворение и прозу. Безусловно, быть готовым к этому вам нужно. Но просят читать не всегда, даже — очень редко (хотя, это, конечно, зависит от пристрастий мастера — тут никогда не угадаешь, поэтому будьте готовы).

Если попросят что-то прочитать, то помните, что вы поступаете не на актерский факультет и что пресловутая выразительность, благообразное выражение лица и чувство ритма — это все на пользу вам не идет. Если вы все это еще и талантливо будете делать, вас могут без всяких экзаменов отправить учиться в актерскую мастерскую. Вам это нужно? Так что будьте осторожны.

Требование тут к вам на самом деле гораздо серьезнее и мало кому из актеров это удается. Вам требуется показать, что вам действительно интересно то, что вы читаете. Сыграть или изобразить интерес невозможно. Поэтому выбирая отрывок, возьмите то, что вас реально задевает. Потому что самое ужасное зрелище — это видеть как чтец пыжится, интеллигентные бабульки в первом ряду, понимаешь, слезы льют, переживая, а ему это всё глубоко до фени на самом деле. Но если человек о чем-то говорит, и мы видим, что ему это важно, то не прислушаться к нему просто невозможно, и нам уже становится не важна длина отрывка, дикция, ритм и прочее; если человеку что-то интересно, то внимание приковано к нему, даже если мы толком не понимаем, о чём это он там…

Что еще могут спросить? Я даже не знаю… Могут сказать какое-нибудь слово, — например, шишка. И спросить, какие у вас оно вызывает ассоциации. Один абитуриент на «разбитое зеркало» сказал: «покинутый дом» — вот это хорошо.

Могут потом взять несколько таких ассоциаций и попросить придумать коротенькую историю с ними.

Общеобразовательные экзамены.

Буква «и» в слове вгик означает «институт». Раз институт — значит входит в Министерство Образования (хотя теперь вгик, кажется, контролирует Министерство Культуры — вобщем, сразу скажу, что я в этом ничего не понимаю, просто потому, что это меня нисколько не интересует). Это единственная причина, почему поступающим на режиссерский факультет надо сдавать литературу, историю, (по-моему, еще английский добавили) и писать сочинение.

Правда, если сумма ваших баллов за экзамены по специальности совпадает с суммой баллов другого человека, могут взять того, кто набрал больше на общеобразовательных предметах. Так что хорошо их сдавать — всё-таки имеет смысл. Двойки за эти экзамены по неписанным законам не ставят (но особо не расслабляйтесь, так как законы эти все-таки неписанные). Так что особо сильно по этому поводу не переживайте; главное — это творческие экзамены.

Сами общеобразовательные экзамены проходят абсолютно по школьным меркам. Никаких «повышенных и углубленных» там не требуется — чисто школьная программа. Хотя школьная программа — это не такая уж простая вещь, если задуматься :) Вобщем повторяйте лит-ру с историей Отечества — это и на творческих экзаменах может пригодиться.

Тут в последнее время ввели какие-то общие экзамены в школах, какое-то что ли тестирование, я за этим не слежу, совершенно в этом ничего не понимаю и не знаю, как это отразится на общеобразовательных экзаменах во вгике. Но если что изменится, об этом, наверное, напишут на институтском сайте. Ну и самый надёжный вариант, опять же, — звонок на кафедру.

post scriptum.

Когда едешь загород, и проезжаешь мимо деревенских домов, у дороги стоят ведра с картошкой. Стоят себе и стоят. Они так могут простоять целый день, а машины будут мчаться мимо, и ни одна из них не остановится. Во всяком случае, всегда есть хотя бы одно ведро, у которого не остановились…

Тем не менее, они стоят. Картошка не лезет из ведра повыше, чтобы быть виднее водителям, потому что понимает, что тогда она выпадет из ведра — покатится по дороге и её расплющит какой-нибудь грузовик. Но она также, отчаявшись, не забирается поглубже в ведро, потому что тогда умрет и надежда на то, что кто-нибудь когда-нибудь да остановится.

Она просто стоит такая, какая она есть, в этом оцинкованном ведре у дороги. Она понимает, что из ведра не может выйти ни больше ни меньше того, что в нем есть. И вот такая простая мысль, наверное, очень помогает ей жить. И верить.

И, мне кажется, что не было ещё на свете такого ведра с картошкой, у которого не остановилась бы машина.

Так вот, о чём это я… Будьте собой — вот на самом деле единственный совет, который можно дать. Будьте собой — и всё тогда будет, рано или поздно. Легко сказать… Едва ли есть что-то более сложное, чем просто быть собой, не взирая на обстоятельства.

В любом случае не переживайте (да, я понимаю, что это невозможно, и слёзы и смех будут рядом в любом случае), как бы там оно не вышло.

Особо волноваться — тоже не надо. Когда я пришел во вгик первый раз — у меня сердце так билось, я так волновался, что дышать забывал. Порол какие-то совершенно невыносимые глупости, чтобы хоть как-то скрыть свою стеснительность. А потом прошло время, и я понял, что такая фигня все это: все эти страхи, амбиции, неуверенность, наблюдение за тем, кто как на тебя смотрит, кто что о тебе говорит и думает… Надо стараться быть выше всего этого. Надо помнить о бесконечности вселенной и невозможности понять таинства жизни, смерти и любви…

Удачи на экзаменах! Если есть какие-то вопросы, пишите на мой форум.

***

советую почитать (на экзаменах это вряд ли пригодится, но в мир кино погружает)
Список находится в стадии составления. Ссылки тут даю только на то, что мне нравится:

про кинодраматургию: «Кино между адом и раем» А. Митта

про работу режиссера с актёром: Мастер-класс Кшиштофа Кесьлевского. Шесть актеров в поисках режиссера

разное:
М. Туровская «7 1/5 или Фильмы Андрея Тарковского»

Twitter News2.ru SMI2 Google Bookmarks I.ua Закладки Yandex Communizm Ru-marks Ruspace Kli.kz Web-zakladka Zakladok.net БобрДобр.ru Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru

Комментарии (2) »

  1. спасибо!

    Комментарий by Майя — 06.03.2011 @ 15:20

  2. Спасибо. Я даже не поленюсь зарегистрироваться, чтоб Вам сказать «спасибо»!

    Комментарий by Инна — 24.02.2014 @ 22:13

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

Оставить комментарий